Годовые итоги работы пошлины на металлолом

С начала 2017 года «Интерпайп» существенно увеличил объемы производства стали, на около 30% к прошлому году. А в августе «Интерпайп Сталь» выплавила около 83 тыс. т, это максимум за последние три года. Естественно, что без пошлины в 30 евро компания не смогла бы этого сделать, особенно когда на рынках конечной продукции растет спрос.

Говоря о продлении «металлургического» закона, топ-менеджер отметил, что «Интерпайп» намерен доказывать необходимость этого. «Лом – это сырье. Все страны, которые являются производителями сырья, пытаются экспортировать переработанную продукцию, с высокой добавленной стоимостью. Это выгодно стране, чтобы лом не экспортировался, а перерабатывался в сталь, затем — в трубу, лист или арматуру», — говорит Ф.Храйбе.

Конфликт с ЕС по пошлине на лом

Страны ЕС сегодня практически не потребляют украинский металлолом. Основными направлениями экспорта лома из Украины являются Турция и Приднестровье. «Меня очень сильно удивляет, почему еврочиновники так сильно противятся «металлургическому» закону, который подписал Президент Петр Порошенко и его продлению на два-три года. В Европу украинский лом не экспортируется, он им не нужен, а для Украины это сырье очень важно. Это рабочие места, это налоги, это добавленная стоимость», — рассказывает гендиректор.

Говоря о возможной пошлине в 9,5 евро на лом при поставках в страны ЕС с дальнейшим реэкспортом в Турцию, Ф.Храйбе заметил, что экономику таких маршрутов еще предстоит изучить.

«Но проще ж привезти лом в Одессу, погрузить на корабль и отправить в Турцию. Зачем его экспортировать через Болгарию и Румынию? Лом – это продукт с низкой добавленной стоимостью, соответственно логистика очень сильно влияет на конечную цену. Поэтому такой крюк может перекрыть те выгоды, которые даст пошлина 9,5 евро на лом в ЕС», — считает топ-менеджер.

В то же время он добавил, что некоторые ломозаготовители уже делают такие пробные поставки. «Вероятно, они пытаются проверить экономику этих маршрутов практическим путем. Но пока мы не видим ни экономики, ни факта значимых поставок в Европу, либо через страны Европы в третьи страны», — констатировал Ф.Храйбе.

Импорт лома в Украину

Несмотря на обеспеченность «Интерпайп Стали» сырьем, ситуация с металлоломом в Украине все равно непростая. Прогноз — негативный. «Сейчас на рынке лома Украины сложился баланс. Но это временное явление, до ноября. Уже в 1 квартале 2018 года будет большой дефицит, нам придется импортировать», — говорит гендиректор.

По его словам, в настоящее время компания завозит небольшие объемы, но проблема заключается в том, что источников импорта не так уж много.

«Немного везем из Восточной Европы. Сейчас рассматриваем возможность импорта лома, также как и угля, из США. А почему нет? Та же Турция закупает свыше 1 млн. т американского лома. Но такой вариант будет все равно дороже, чем украинское сырье. Вообще, выглядит странно, лом из Украины идет на экспорт в Турцию, а мы будем покупать лом в США», — говорит Ф.Храйбе.

При этом он подчеркнул, что «Укрзализныця», начав в этом году продажи своего лома метпредприятиям, внесла свою лепту в снижение дефицита сырья на внутреннем рынке. Сейчас у УЗ на складах лежит 400 тыс. т лома. Это сырье может и в дальнейшем снижать давление на цены, на дефицит. Тем более это «чистое» сырье, и важно, что к тендерам допускаются только прямые потребители – металлурги, а не посредники, которые потом перепродадут этот лом металлургам.

Вагоностроение и нехватка вагонов

В 2017 году в Украине построили вагонов и, соответственно, потребили ж/д колес меньше, чем ожидал «Интерпайп». Но с точки зрения ремонта парка уже существующих вагонов «Укрзализныця» провела большую работу. Объемы вагоноремонта возросли в 4-5 раз (оценка на основе видимого потребления, без учета складских запасов УЗ), динамика очень позитивная.

В то же время, как и год назад в августе-сентябре, обострилась проблема дефицита полувагонов УЗ для промышленности. «Мы надеялись, что УЗ, как и обещала, построит, свыше 8 тыс. полувагонов. Активизация вагоностроения помогла бы не только со спросом на ж/д колеса, но и с покрытием дефицита полувагонов в стране. «Укрзализныце» постоянно не хватает вагонов. Сейчас у нас проблема со своевременным вывозом готовой продукции и поставками для нашего производства, мы очень сильно от этого страдаем», — сказал Ф.Храйбе, добавив, что логистика у компании в целом диверсифицирована с использованием речного, автомобильного и ж/д транспорта.

Прогресс «Укргаздобычи»

В этом году «Укргаздобыча» пробурила в 2 раза больше по метражу, чем в прошлом году. «Их программа 20/20 – очень правильная по многим факторам. Во-первых, УГД обеспечит стране энергонезависимость. Во-вторых, газодобыча — огромный сектор экономики, который активизирует работу в смежных отраслях. То есть, это позитивное влияние на ВВП страны», — считает гендиректор «Интерпайпа».

Кроме того, важно, что «Укргаздобыча» начала применять технологии бурения, на которые уже давно перешла вся мировая нефтегазовая отрасль — гидроразрыв пласта, интенсификация добычи, горизонтальное и наклонное бурение.

Хьюстон после урагана

Офис «Интерпайпа» в Хьюстоне возобновил работу с 10 сентября, функционирует в нормальном режиме. «Ураган причинил большой ущерб городу. Но нам повезло, наш офис и склады не пострадали. Более того, наши сотрудники совместно с разными организациями помогают разгребать завалы, восстанавливать строения в районах для малоимущих. Они хотят помочь, у нас же не только украинцы работают, но и местные техасцы, мы часть той среды», — сказал гендиректор.

Говоря о продлении США на год Соглашения о приостановке действия пошлины на импорт нефтегазовых труб из Украины, Ф.Храйбе отметил большую роль в этом лично Президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана, которые лично на встречах с американской стороной поднимали этот вопрос.

«Ну и конечно американская сторона пошла нам на встречу. У нас нет обязательств по ненаращиванию объемов продаж. Минторг США рассчитывает справедливые цены, и мы обязуемся продавать не ниже этих справедливых цен. Тем самым, «Интерпайп» не наносит ущерб американским производителям. Это очень правильная модель, хорошо зарекомендовала себя за три года. Никто не может обвинить нас в демпинге, поскольку цены посчитаны Минторгом США», — констатировал топ-менеджер.

Конъюнктура на экспортных рынках

Ситуация на экспортных рынках развивается достаточно позитивно. Мощности «Интерпайп Стали» загружены на 75%, мощности по выпуску труб и колес – в среднем на 75-80%.

«Конечно, это не тот взрывной рост, который был в 2006-07 гг. и 2010-11 гг. Но с тем объемом металлолома, который мы можем купить, у нас полная загрузка мощностей. Хорошо идут продажи в ЕС, на Ближнем Востоке, в США, особенно в нефтянке, в Украине – «Укрзализныця» и «Укргаздобыча» демонстрируют хорошие объемы закупок. Но в странах СНГ ситуация сложнее, поскольку нет финансирования под существующие проекты. Хотя и в этом регионе мы продемонстрируем рост», — уверен Ф.Храйбе.

Говоря о прогнозах по финрезультатам компании по году, гендиректор считает, что «однозначно будет значительный рост к прошлому году». В то же время он затруднился дать точный прогноз в связи с тем, что «год не закончился, мы живем в динамичном мире, и непонятно, каким будет 4 квартал».

Реструктуризация кредитов и бондов

Сейчас «Интерпайп» находится в процессе реструктуризации и ведет переговоры с кредиторами. Больше года назад компания подписала stand still. «Это затрагивает не только прямых кредиторов в виде фининститутов, но также и держателей наших еврооблигаций. Надеемся, что в обозримом будущем (6-12 месяцев) мы договоримся о новых условиях и будем погашать задолженность в нормальном режиме», — ожидает Ф.Храйбе.